Подшипник скольжения

Подшипник скольжения — опора или направляющая механизма или машины, в которой трение происходит при скольжении сопряжённых поверхностей. Радиальный подшипник скольжения представляет собой корпус, имеющий цилиндрическое отверстие, в которое вставляется рабочий элемент — вкладыш, или втулка из антифрикционного материала и смазывающее устройство. Между валом и отверстием втулки подшипника имеется зазор, заполненный смазочным материалом, который позволяет свободно вращаться валу. Расчёт зазора подшипника, работающего в режиме разделения поверхностей трения смазочным слоем, производится на основе гидродинамической теории смазки.

При расчёте определяются: минимальная толщина смазочного слоя (измеряемая в мкм), давления в смазочном слое, температура и расход смазочных материалов. В зависимости от конструкции, окружной скорости цапфы, условий эксплуатации трение скольжения бывает сухим, граничным, жидкостным и газодинамическим. Однако даже подшипники с жидкостным трением при пуске проходят этап с граничным трением.

Смазка является одним из основных условий надёжной работы подшипника и обеспечивает: низкое трение, разделение подвижных частей, теплоотвод, защиту от вредного воздействия окружающей среды и может быть; жидкой (минеральные и синтетические масла, вода для не металлических подшипников), пластичной (на основе литиевого мыла и кальция сульфоната и др.), твёрдой (графит, дисульфид молибдена и др.) и газообразной (различные инертные газы, азот и др.). Наилучшие эксплуатационные свойства демонстрируют пористые самосмазывающиеся подшипники, изготовленные методом порошковой металлургии. При работе пористый самосмазывающийся подшипник, пропитанный маслом, нагревается и выделяет смазку из пор на рабочую скользящую поверхность, а в состоянии покоя остывает и впитывает смазку обратно в поры.

Антифрикционные материалы подшипников изготавливают из твёрдых сплавов (карбид вольфрама или карбид хрома методом порошковой металлургии либо высокоскоростным газопламенным напылением), баббитов и бронз, полимерных материалов, керамики, твёрдых пород дерева (железное дерево).

Классификация

В основу классификации положен анализ режимов работы подшипников по диаграмме Герси-Штрибека.

Подшипники скольжения разделяют:

в зависимости от формы подшипникового отверстия:

  • одно или многоповерхностные,
  • со смещением поверхностей (по направлению вращения) или без (для сохранения возможности обратного вращения),
  • со/без смещением центра (для конечной установки валов после монтажа);

по направлению восприятия нагрузки:

  • радиальные и
  • осевые (упорные, подпятники),
  • радиально-упорные;

по конструкции:

  • неразъемные (втулочные; в основном для I-1),
  • разъемные (состоящие из корпуса и крышки; в основном для всех, кроме I-1),
  • встроенные (рамовые, составляющие одно целое с картером, рамой или станиной машины);

по количеству масляных клапанов:

  • с одним клапаном,
  • с несколькими клапанами;

по возможности регулирования:

  • нерегулируемые,
  • регулируемые.

Достоинства


  • Надежность в высокоскоростных приводах
  • 
Способны воспринимать значительные ударные и вибрационные нагрузки
  • Бесшумность

  • Сравнительно малые радиальные размеры
  • 
Допускают установку разъемных подшипников на шейки коленчатых валов и не требуют демонтажа других деталей при ремонте
  • Простая конструкция в тихоходных машинах

  • Позволяют работать в воде

  • Допускают регулирование зазора и обеспечивают точную установку геометрической оси вала

  • Экономичны при больших диаметрах валов



Недостатки

  • 
В процессе работы требуют постоянного надзора за смазкой
  • Сравнительно большие осевые размеры
  • Большие потери на трение при пуске и несовершенной смазке

  • Большой расход смазочного материала

  • Высокие требования к температуре и чистоте смазки
  • 
Пониженный коэффициент полезного действия
  • Неравномерный износ подшипника и цапфы

  • Применение более дорогих материалов

Заказ обратного звонка!
Имя:
Телефон: